Почему генератор не заряжает аккумулятор?

Май 13, 2021 Бизнес
Разобранный генератор

Если генератор автомобиля можно назвать его электростанцией, то аккумуляторная батарея (АКБ) – это хранилище для резервного запаса электроэнергии. Без регулярного пополнения такого оперативного склада даже полностью исправная машина может отказаться оживать в самый неподходящий момент.

Условия, необходимые для зарядки

Энергия забирается от двигателя автомобиля через механический ременный привод, преобразуется в генераторе в электрический ток и отправляется к потребителям. Существует единая силовая шина напряжением 12 Вольт (условно, реально там чуть больше), к которой подключены все потребители, а также аккумулятор. Для управления его зарядом специальных устройств не предусмотрено, достаточно выполнение нескольких условий:

  • Исправный генератор, обеспечивающий нужный уровень напряжения в сети 14-14,5 Вольт даже с учётом всех нагрузок, подключённых в данный момент.
  • Низкий уровень собственной электродвижущей силы (ЭДС) аккумулятора, то есть состояние разряда с пониженной плотностью электролита.
  • Температура АКБ выше того порога, за которым она уже не в состоянии принимать заряд от постоянного напряжения.
  • Долговременный энергетический баланс аккумулятора по циклам заряда и разряда, иначе даже принимая нужный ток, со временем АКБ окажется разряженной.
  • Исправность самой батареи.

Всё это подлежит проверке при выявлении недозаряда.

Электро-генератор автомобиля

Типовые проблемы с генератором

Генератор состоит из:

  • ременного привода;
  • ротора с коллектором;
  • статора с силовыми обмотками;
  • реле-регулятора со щётками;
  • диодного выпрямительного моста.

Любая составляющая может отказать, что выразится в снижении под нагрузкой или полном пропадании зарядного напряжения. Пробуксовывают ремни, горят предохранители возбуждения, стираются щётки и пробиваются силовые диоды. Диагностика генератора вполне под силу знающему электротехнику владельцу, имеющему мультиметр. В генераторе обычно меняются диодный мост, щёточный узел и подшипники ротора. При более сложном случае разумнее приобрести новый генератор.

Состояние АКБ

Заряд батареи в автомобиле производится в режиме стабильного напряжения. Только от неё самой зависит, будет она принимать зарядный ток (если сеть в норме) или нет.

Батарея не сможет заряжаться в случаях износа, повреждения или сульфатации электродов, низкой температуры, выкипания электролита, а также когда она уже заряжена, то есть обладает достаточной ЭДС.

О «докторских циклах» и внешней зарядке

Частое повторение циклов коротких поездок с промежуточными стоянками, особенно в холодное время года, ведёт к постепенному снижению заряженности. При этом автомобиль полностью исправен, но не успевает накапливать энергию в АКБ. Единственное спасение – периодический подзаряд от внешнего устройства. Иначе батарея внезапно откажет.

Генератор машины

Как продлить жизнь батареи

Современные аккумуляторы в основном выполняются по технологии Ca/Ca с легированными кальцием плюсовыми и минусовыми электродами. Такие батареи не требуют обслуживания и проявляют стойкость к кипению электролита, но очень не любят глубокий разряд, теряя при этом эффективную ёмкость. Приходится постоянно следить за плотностью электролита. Это можно делать косвенно, оценивая напряжение холостого хода (ЭДС) после стоянки не менее двух часов. Существуют соответствующие таблицы зависимости заряженности от ЭДС.

Влияние на срок службы зарядных и разрядных токов сильно преувеличено, но не стоит долго держать включённым стартёр. Пяти секунд вполне достаточно, дальше надо разбираться в причинах отказа.

Нормальным можно считать срок службы, если он превысил 3-4 года. Таковы реалии современных стартёрных батарей, долговечностью они не отличаются.